В течение последних месяцев в индустрии шла очень бурная дискуссия по
поводу решения Правительства и руководства страны о необходимости
поддержки и развития отечественной медицинской промышленности. Одним из
основных инструментов, избранных для достижения этих целей, должно стать
Постановление Правительства РФ об ограничении доступа к госзакупкам для
тех медицинских изделий, которые произведены вне территории стран
Таможенного Союза. Развитие российской медицинской промышленности –
безусловно, крайне важная, но при этом очень неоднозначная задача. Одним
желанием создать у себя высокотехнологичную перспективную
промышленность, находящуюся на острие всех глобальных научных разработок
и достижений, ограничиться нельзя — нужно искать эффективные
инструменты и ставить реальные задачи. Только при тщательном изучении
мирового опыта, наличия конкурентных преимуществ у российской науки и
промышленности, глобальных тенденций в отрасли можно выработать те меры,
которые приведут к долгосрочному устойчивому результату и откроют для
России двери в «клуб медико-технологических лидеров».
Эксперты отрасли, представители индустрии, представители министерств,
ведомств, отраслевое сообщество сейчас оценивают и анализируют массу
данных, рассматривают самые разные модели для того, чтобы понять и
оценить — как выбранные методы и инструменты будут работать. Приведут ли
они к достижению заявленных целей, или наоборот, отбросят российский
рынок, промышленность и медицину в прошлое, или, как минимум, просто
остановят ее динамичное развитие. В этом смысле, именно главный
инструмент, избранный Минпромторгом для достижения желанной цели —
готовящийся проект Постановления - вызывает самые неоднозначные мнения
и реакции.
На этой неделе, 28 августа, состоялся круглый стол представителей
отрасли и экспертов по проекту Постановления Правительства «Об
особенностях осуществления закупок медицинских изделий для обеспечения
государственных и муниципальных нужд». Обсуждение было бурным, эмоции
хлестали через край — да это и понятно, ведь ограничение доступа к
государственных закупкам и потенциальная монополизация рынка или
отдельных его сегментов компаниями, которые решатся на производство в
России, – это важнейшая тема. Инвесторам, которые так нужны российскому
медпрому, чтобы вдохнуть в него новую жизнь на качественно новом
технологическом уровне, надо понять: какие выгоды они получат от
локализации своих производственных площадок в России? Вопросов множество
— какой портфель нужно локализовать, в какой форме строить
сотрудничество с локальными партнёрами, с кем и в какие сроки
выстраивать эффективные деловые отношения? И главный вопрос, лежащий в
основе всех остальных — какую цель преследует курс на локализацию?
Обеспечение внутреннего спроса или агрессивное вступление России в
«кластер глобальных промзон», обеспечивающих потребности глобальных
рынков?
Стратегия развития медицинской промышленности «Медпром 2020» вроде бы
говорит нам, что российский рынок сам по себе должен являться большим
мотиватором. Значит, ориентир – на внутрироссийский спрос? Но какой он
этот спрос, когда дело доходит до конкретных сегментов рынка? Каковы
технологические ориентиры и приоритеты российского здравоохранения? Как
будут финансироваться высокотехнологичные медицинские изделия в условиях
падения финансирования и перехода на одноканальное финансирование ОМС?
Ведь не секрет, что тарифы ОМС не только не включают медицинские
изделия, но и напрямую оставляют за рамками все медицинские изделия
дороже 100 000 руб. Завод по производству сложнейшего медицинского
оборудования – это не игрушка Lego, которую можно привезти, собрать, а
если она вдруг никому не нужна – разобрать и увезти. Это сложнейшие
технологические и кадровые процессы, которые требует как минимум 3-4 лет
для наладки и вывода всего производства на необходимый уровень, не
говоря уже о том, что окупаемость таких проектов измеряется
десятилетиям. А у нас нет даже представления, когда в России будут
деньги на поднятие технологического уровня здравоохранения – программа
модернизации, напомню, завершилась. Так на какие же перспективы
внутреннего рынка ориентироваться инвесторам?
Стратегия «Медпром 2020» нам, правда, говорит о том, что Россия
должна существенно увеличить экспорт медицинских изделий к 2020 году – в
8 раз! Вряд ли это было возможно осуществить исключительно за счёт
изделий отечественного генеза.Возможно, это намёк на ту продукцию,
которую международные инвесторы должны производить для обеспечения
глобальных рынков? Тогда встают другие вопросы – многие развитые и
развивающиеся страны активно конкурируют за то, чтобы закрепить именно у
себя глобальных игроков, и бой на этом рынке идёт жестокий! Сингапур,
Швейцария, США, Германия, Китай, Ирландия, Малайзия и даже Словения и
Польша продвигаются всё дальше по пути создания режимов наибольшей
привлекательности с помощью разного рода «морковок»: мер налогового
стимулирования (налоговые каникулы и легальные возможности налоговой
оптимизации), предоставления самой современной инфраструктуры
(технопарки, лаборатории, и т.д.), снижения административных и
регуляторных барьеров (отсутствие лицензирования, гармонизация
стандартов и требований по допуску на рынок), создания отличного
кадрового резерва (университеты и научные центры). Что Россия может
предложить инвесторам, какой «морковкой» привлечь их для того, чтобы они
отказали Швейцарии, Ирландии, Сингапуру и пришли со своими
технологиями, инвестициями и высокотехнологичными рабочими местами к
нам? Чёткого ответа пока нет.
И последнее. При всей неизбежности серьёзного разговора об экономике и
политике, мне кажется, что ограничиваться только соображениями
экономической выгоды или потребностями промышленной политики в этой
дискуссии нельзя.
Грань между ценой создания в Российской Федерации собственного
производства современных медицинских изделий и доступностью медицинской
помощи для граждан, очень тонка: в современном мире человек ощущает
себя, прежде всего, личностью, которая должна иметь возможность доступа к
технологиям, способным обеспечить наилучший эффект, наилучшие
результаты лечения или диагностики. Трудно убедить общество в том, что
необходимо ограничить свои самые что ни на есть жизненно-важные
потребности только тем, что в состоянии произвести отечественная
промышленность, или теми продуктами, которые согласятся локализовать
иностранные компании. При всей важности задач промышленности, мы, к
счастью, живём сегодня в обществе, где главной ценностью страны являются
люди, граждане, пациенты – словом, мы сами. И интересы жителей страны,
для которых и строятся все стратегии и политики – важнее
индустриализации, и всех прочих «-заций». А значит, во главе угла в
этом вопросе все-таки должны стоять интересы пациентов и системы
здравоохранения.
Понятно, что ни одна страна мира не может позволить себе обеспечивать
всегда и для всех только самое лучшее, самое эффективное, самое
дорогое, самое передовое – приходится всегда балансировать на грани
ожиданий и реальных возможностей. Но при этом у медиков и у пациентов
все-таки должна быть хотя бы потенциальная возможность применить то, что
нужно в случае, когда именно эти изделия и технологии могут принести
качественно иной результат. Мы все – не только эксперты, не только
представители промышленности и бизнесмены, не только врачи, не только
чиновники – мы пациенты, у нас есть близкие, у нас есть друзья, у нас
есть вопросы собственного здоровья, и мы должны об этом помнить. Поэтому
я считаю, вопрос о том, какие медицинские изделия нужны российскому
здравоохранению и Российской Федерации, отечественные или иностранные,
должен быть частью дискуссии о том, какую медицинскую помощь, на каком
технологическом уровне и в каких случаях нужно оказывать людям,
нуждающимся в ней. И если это будет помощь, которую можно оказывать с
помощью отечественных технологий – прекрасно, и у отечественных компаний
появится шанс проявить все свои возможности. Если же для достижения
наилучшего клинического результата требуется изделие, страной
происхождения которого является Венгрия, США, Италия, Сингапур или какая
угодно другая страна – во главе угла все-таки, как мне кажется, должны
стоять потребности живого человека. https://www.facebook.com/IMEDA.ru Александра Третьякова 30.08.2013 http://ria-ami.ru/news/114155
|